Нарушения привязанности: как они влияют на отношения и поведение
Ростов на Дону, Социалистическая 303Работаем 24/7
+79064255184

Нарушения привязанности: особенности развития, поведения и терапии

Просмотры

122

Время прочтения:

9 минут

Дата публикации

11.08.2025

Нарушение привязанности - это состояние, при котором у ребенка отсутствует эмоциональная близость с родителями и другими родственниками. Чаще возникает в семьях, где он воспитывался опекунами. Нарушение привязанности у детей формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Терапия таких нарушений направлена на создание безопасного пространства для работы с травматическим опытом, развития навыков саморегуляции.

Типы нарушений привязанности у детей и взрослых

Привязанность формируется на основе симпатии, любви, преданности. Если эти условия нарушены, возникают поведенческие проблемы и эмоциональные расстройства. Их анализ находится в основе теории нарушения привязанности.

Надежная привязанность – основа эмоционального развития

Надежная привязанность формируется в раннем детстве. Она будет основой здорового эмоционального развития, уверенности в себе, способности строить крепкие отношения в будущем. Такой ребенок чувствует себя в безопасности, его эмоциональные потребности удовлетворены. К признакам надежной привязанности относятся:

  • легкое расставание с родителями на небольшой срок, радость при их возвращении;
  • поиски утешения у взрослых в сложных ситуациях, умение хорошо идти на контакт со сверстниками и взрослыми;
  • уверенность в себе и своих способностях;
  • готовность к открытым отношениям, доверию, эмпатии и заботе.
Мальчик сидит на полу поджав колени к груди

При неблагоприятных условиях наблюдается нарушение привязанности. Ее классифицируют в зависимости от тяжести проявления, особенностей поведения, причин. Выделяют четыре вида нарушения привязанности:

  • негативный - ребенок постоянно провоцирует родителей плохим поведением;
  • амбивалентный - из-за погрешностей в воспитании, непоследовательности взрослых повышается зависимость малыша, снижается его самооценка;
  • тревожно-избегающий - характерны недоверчивость, замкнутость, отсутствие положительных эмоций;
  • дезорганизованный - из-за жестокого воспитания ребенок сопротивляется любым попыткам привести его в норму.

Вследствие негативных факторов доверие к родителям переходит на враждебность, равнодушие.

Ребенок-наоборотка – избегающее поведение и отсутствие доверия

Такие дети ведут себя противоречиво. Они провоцируют взрослых на негативное внимание, наказание. Для поведения характерны грубость, плохое поведение, прогулы уроков, низкая успеваемость в школе. Такие особенности рассматриваются как реакция на гиперопеку или пренебрежение малышом в раннем детстве. У взрослых людей с таким нарушением привязанности часто отмечают алкогольную зависимость, асоциальное поведение, безответственное отношение к работе и семье.

Ребенок-липучка – тревожная форма зависимости от близости

Такой вид расстройство привязанности развивается в семье родителей с непредсказуемым стилем воспитания. Бессмысленные запреты следуют за такими же непоследовательными разрешениями. Строгое воспитание, включающее физическое наказание, тут же сменяется добрыми ласками. В результате дети становятся чрезмерно зависимыми, испытывают страх быть брошенными, чувствуют необходимость в подтверждении заботы со стороны взрослых. В будущем они подсознательно ищут созависимые отношения, в которых есть невротическая привязанность к партнеру. Они тяжело переживают расставание, не умеют создать семью.

Влияние типа привязанности на личность и отношения

Понимание типа нарушения привязанности помогает выстроить отношения на работе и в семье, работать над их улучшением. Взрослому человеку приходится преодолеть негативный опыт раннего детства, найти способы повысить самооценку, избавиться от страха быть покинутым и не понятым.

Влияние на ребенка: поведение в семье, доверие и страх

Особенности воспитания приводят к формированию синдрома недолюбленного человека. Это отражается на его будущем и приводит к следующим проблемам:

  • неумению доверять людям, опасению просить и принимать помощь;
  • незрелому эмоциональному интеллекту - человек не умеет понимать чувства других людей и корректно выражать собственные;
  • боязнь проявлять инициативу, совершать ошибку;
  • склонности к токсическим отношениям, риску стать жертвой домашнего тирана;
  • повышенной тревожности, неуверенности в себе, зависимости от мнения окружающих.

Такие проблемы возникают из-за того, что родители не умеют проявлять любовь и заботу. Часто они заменяют ее подарками, попустительством, отсутствием разумных запретов.

Недостаток эмоциональной близости в детстве формирует у ребенка страх доверия и низкую самооценку. Это приводит к тревожности и трудностям в отношениях. Родителям важно показывать любовь через внимание и поддержку, а не только материальные вещи

Коваленко Сергей Анатольевич

Психиатр

Влияние на взрослого и партнерские отношения – эмоциональные сценарии детства

Эмоциональные сценарии детства влияют на взрослую жизнь и партнерские отношения. Часто бессознательно взрослые стремятся воссоздать знакомые им модели отношений, даже если они негативные. Они склонны выбирать партнеров, которые эмоционально недоступны и пытаются ими манипулировать, переносят способы коммуникации из своей семьи во взрослую жизнь, когда человек не умеет решать проблемы конструктивно, склонен к критике, конфликтам, пассивной агрессии.

Эмоциональный опыт детства влияет на умение регулировать свои чувства, реагировать на поведение партнера.

Причины и симптомы расстройств привязанности в разных возрастах

Нарушение привязанности развивается под совокупностью факторов. Это происходит, когда не удовлетворяются потребности ребенка в безопасности, заботе, эмоциональном контакте.

Причины расстройств

Мама разговаривает с дочкой

Среди главных причин выделяют:

  • отсутствие контакта с матерью, холодные отношения, помещение ребенка в специализированный интернат;
  • отсутствие эмоциональной близости, когда забота о малыше со стороны взрослых сводится к удовлетворению его потребностей в еде и гигиене;
  • отвергающее поведение взрослых - ребенка игнорируют, критикуют, строго наказывают, пренебрегают его интересами и потребностями;
  • преобладание жестокого воспитания, когда в семье практикуется физическое наказание как единственный способ управления детьми;
  • психологические и поведенческие проблемы родителей - депрессия, тревожность, алкогольная или наркотическая зависимость;
  • психотравматические события в жизни родителей - смерть близких, развод, материальные и социальные проблемы.

Физиологические особенности функционирования вегетативной нервной системы повышают риск нарушение привязанности. В группу риска входят приемные дети, а также малыши с наследственной предрасположенности к заболеваниям психики, когда аналогичный диагноз есть у родителей.

Симптомы расстройства

Признаки нарушения привязанности у детей:

  • отсутствие зрительного контакта, улыбки, радости при приближении взрослого;
  • нарушения в поведении - импульсивность, гиперактивность, склонность к агрессии;
  • задержка психического и речевого развития;
  • отсутствие интереса игрушкам, книгам, подаркам взрослых;
  • отвращение к прикосновениям, объятиям.

Во время обучения такие дети с трудом усваивают школьную программу. Им сложно строить отношения со сверстниками и взрослыми. При некоторых формах нарушения привязанности дети ищут комфорт и безопасность у незнакомых людей, при этом имеют сложные отношения с родителями. Свой гнев и неудовольствие они выражают через истерики, агрессивное поведение. У взрослых нарушение привязанности проявляется низкой самооценкой, ощущением неполноценности и чувством вины.

Нужна помощь специалиста?

Заполните форму — мы вам поможем

Диагностика и лечение нарушений привязанности – путь к восстановлению доверия

Диагностика и лечение нарушение привязанности входит в Сферу компетентности психиатра, клинического психолога.

Диагностика: наблюдение, опросы, работа с родителями и детьми Диагностика включает сбор информации о стиле воспитания в семье, отношениях между родителями. Клиническую беседу проводят с ребенком и взрослыми для выяснения особенностей поведения, эмоционального взаимодействия. Врач наблюдает за поведением юного пациента в различных ситуациях, его стилем общения. К дополнительным методам диагностики относят тесты и опросники. Они оценивают когнитивные и эмоционально-волевые функции. При диагностике необходимо отличить нарушение привязанности от других расстройств: аутизм, СДВГ.

Лечение: психотерапия, семейная работа, коррекция поведения

Лечение в клинике Церебро в Ростове-на-Дону включает психотерапию, формирование социальных навыков, работу с членами семьи. Обязательное условие успешной терапии - это создание безопасной и надежной обстановки, обучение здоровым способам взаимодействия. Пациенту назначают сеансы психотерапии. Они необходимы для снижения эмоционального напряжения, преодоления страхов, устранения замкнутости.

Психолог, психотерапевт проводят сеансы семейной психотерапии, дают рекомендации родителям относительно коррекции воспитания, улучшения взаимоотношений. Медикаментозная терапия относится к вспомогательным методам лечения. Ее цель заключается в стабилизации психоэмоционального состояния пациента, устранении тревожности и напряжения. Запрещен самостоятельный прием таких препаратов. Их подбирает врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья пациента.

Комплексная психотерапия и семейная работа создают условия для восстановления доверия у ребенка. Медикаменты — лишь поддержка, основа успеха — это безопасная среда и участие родителей

Коваленко Сергей Анатольевич

Психиатр

Профилактика нарушений привязанности и советы родителям

Профилактика предусматривает:

  • создание безопасной и любящей обстановки в семье;
  • соблюдение требований по режиму дня;
  • обеспечение физического контакта - объятия, прикосновения, с которыми малыши чувствуют себя уверенно и безопасно;
  • внимание к потребностям и эмоциям детей;
  • помощь с преодолением негативных эмоций, поощрение хорошего поведения ребенка.

Работа с психологом и терапевтический подход при нарушениях привязанности психотерапия - это основной метод лечения расстройства.

Консультации и тренинги для формирования безопасной связи

Женщина на приеме у врача

Работа с психологом включает использование различных терапевтических подходов, направленных на формирование безопасной связи. Это психодинамическая терапия, когнитивно-поведенческая терапия, сеансы семейной терапии. КПТ изменяет негативные мысли и модели поведения, учит преодолевать стрессы. Семейная терапия улучшает отношения между взрослыми и детьми, способствует формированию безопасной среды в доме.

Индивидуальные и групповые занятия – развитие эмоционального контакта

Пациенту рекомендуют индивидуальные консультации и групповые тренинги. В ходе индивидуальных занятий разбирают конкретные проблемы привязанности, выбирают стратегии для улучшения отношений. Групповые тренинги формируют навыки взаимодействия в безопасной среде, когда все участники получают поддержку, учатся на опыте других. Выбор терапевтического подхода и формата работы зависит от индивидуальных особенностей клиента.

Заключение и рекомендации по формированию устойчивых связей Рекомендации предусматривает:

  • установление доверия, соблюдение открытости в намерениях и действиях;
  • надежность и последовательность решений;
  • умение проявлять эмпатию и уважение к личным границам;
  • активное слушание собеседника;
  • четкая и ясная коммуникация, откровенное выражение мыслей и чувств;
  • взаимопомощь, умение оказать поддержку, совместно решать проблемы, радоваться успехам друг друга;
  • обсуждение долгосрочных планов и целей.

Если возникают проблемы во взаимоотношениях, рекомендуется обращаться к специалистам.

Часто задаваемые вопросы о привязанности и детском развитии

Кто разработал теорию привязанности?

Ее основоположник - это английский психиатр Джон Боулби. Свою теорию он построил на данных в нарушениях поведения детей, которые проживали в сиротских приютах.

Насколько реально изменить тип привязанности?

Его можно изменить в течение жизни при помощи работы с психологом, психотерапевтом.

Каким образом измеряют привязанность?

Существуют различные опросники, которые помогают выявить проблемы в эмоциональных взаимоотношениях и выбрать эффективные методы психотерапии.

Может ли нарушение привязанности вызвать трудности в отношениях во взрослом возрасте?

Да, нарушение привязанности в детстве может привести к проблемам в отношениях во взрослом возрасте. Это проявляется в трудностях с доверием, эмоциональной близостью, страхе отвержения или избегающем поведении. Такие паттерны часто связаны с небезопасным стилем привязанности, сформированным в раннем возрасте.

Какие игры или занятия укрепляют привязанность?

Игры и занятия, укрепляющие привязанность: совместное чтение, ролевые игры, объятия, совместное творчество (рисование, лепка), прогулки с разговорами, игры на доверие (например, "поймай меня"). Важны регулярный контакт, внимание и эмоциональная вовлеченность для формирования безопасной привязанности.

Как долго нужно работать, чтобы исправить нарушение привязанности?

Исправление нарушения привязанности зависит от индивидуальных факторов: глубины проблемы, возраста, поддержки окружения. Терапия (например, КПТ или схема-терапия) может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Регулярная работа с психологом и поддерживающие отношения ускоряют процесс.

Можно ли исправить нарушение привязанности в подростковом возрасте?

Да, нарушение привязанности в подростковом возрасте можно исправить. Психотерапия (например, семейная или индивидуальная), поддержка близких и создание безопасной среды помогают формировать здоровую привязанность. Процесс требует времени, терпения и последовательности, но изменения возможны.

Влияет ли смена опекунов на формирование привязанности?

Да, смена опекунов может нарушить формирование привязанности, особенно в раннем детстве, приводя к небезопасным стилям (тревожный, избегательный или дезорганизованный). Разрывы связи вызывают проблемы с доверием и эмоциональной стабильностью.

Как связаны нарушения привязанности и агрессия у детей?

Нарушения привязанности у детей, например, из-за ненадежных или травмирующих отношений с опекунами, могут вызывать агрессию. Такие дети часто испытывают недоверие, страх или нестабильность, что проявляется в импульсивном поведении, конфликтах или попытках контроля через агрессию.

Как понять, что у ребенка проблемы с привязанностью, а не просто капризы?

Проблемы с привязанностью у ребенка проявляются в устойчивом недоверии, избегании близости, чрезмерной зависимости или агрессии к опекунам. Капризы временны и ситуативны, а нарушения привязанности — это постоянные трудности в эмоциональной связи, часто связанные с травмами или нестабильностью ухода.

Список Литературы

  1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. - М. : Просвещение, 2007. - 251 с.
  2. Бобров А. Е., Шурыгин А. Н. Алкогольный скрининг тест: его валидность и структура // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. — Л., 1985. — С. 33-36.
  3. Гунько А.А., Москаленко В.Д. Психические нарушения у женщин и мужчин, состоящих в браке с больными алкоголизмом // Вопросы наркологии. - 1992. - № 3-4. - С. 162-163.
  4. Морозов Г. В. Руководство по психиатрии. В 2-х т. Т. 2. — М., 1988. — 640 с.
  5. Османов Э.М. Клинико-социальные аспекты эффективности анонимного психотерапевтического лечения больных алкоголизмом: дис. ... канд. мед. наук. / Османов Э.М. - Астрахань, 1995.- 186 с.
Автор статьи:
Подробнее о враче
Коваленко Сергей Анатольевич
Психиатр
Дата публикации: 23.09.2025
Дата публикации: 23.09.2025